Полезное
Новости
...

Мой адрес Советский Союз. Самые известные ВИА 80-х

Мой адрес Советский Союз. Самые известные ВИА 80-х

Советские ВИА – вокально-инструментальные ансамбли – стали нашим ответом западным рок-группам. Группы, конечно, тоже были, но обитали они в основном в подполье, из которого вышли лишь в 80-е, играли вполне западную музыку, создавая предпосылки к появлению такого явления, как «русский рок». А вот ВИА были насквозь официальными, работали при какой-нибудь филармонии или концертной организации, песни для них сочиняли члены творческих союзов; в конце концов, зачастую членами этих ансамблей были музыканты, закончившие музыкальные училища, с прекрасной профессиональной подготовкой. У ВИА и оборудование было на высоком уровне – в отличие от самодеятельных групп, собиравших инструмент по сусекам, и играть в них было выгодно с финансовой точки зрения.

Удручал, пожалуй, только репертуар. Несмотря на звучные имена авторов композиций, он был пресным и рафинированным, и сравнения с композициями западных групп не выдерживал. На Западе экспериментировали вовсю – мерсибит менялся на арт-рок и глэм, потом все заслушивались диско, набирала силу панк-музыка и зарождался хип-хоп. На советской эстраде ничего по большому счету не менялось. Конечно, приходили новые лица, появлялись новые исполнители – но если они хотели попасть в телевизор (на «Голубой огонек» или «Песню года») или поехать в польский Сопот, им приходилось исполнять идеологически полезные песни. Или, как минимум, идеологически не вредные. В 80-е годы практически всем ВИА пришлось сменить тактику (и репертуар), но это не помогло. После распада СССР они почти что исчезли из поля зрения, но уже в XXI веке эти реликты советской эпохи оказались очень востребованы из-за внезапно проявившейся у аудитории ностальгии. Сейчас сохранившиеся коллективы активно гастролируют и участвуют в различных сборных фестивалях наподобие «Дискотеки 80-х». А АиФ.ru рассказывает о самых ярких коллективах той волшебной эпохи.

«Песняры»

Образовались в конце 60-х при минской филармонии. Поначалу играли патриотические и народные песни с белорусской спецификой («Березовый сок», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину»), с ходу начали занимать призовые места на всесоюзных конкурсах, их песни начали звучать в фильмах и даже в мультфильмах. «Песняры» выпускали на фирме «Мелодия» пластинки-гиганты и собирали огромные залы, гастролировали за рубежом – и не только в Сопоте, но и по США, получали престижные звания и премии. Ну а в 70-е грохнули всесоюзным хитом «Вологда», который навсегда стал визитной карточкой белорусских музыкантов. Ансамбль – с неизбежной сменой состава – просуществовал до конца XX века. В 2003 году умер основатель ВИА Владимир Мулявин, и после этого начали появляться различные коллективы, которые маскируются под «Песняров» и исполняют их песни; формальных правопреемников, впрочем, всё равно целых два.

[embedded content]

«Верасы»

Тоже детище минской филармонии, первоначально – женская версия «Песняров». Но получился в итоге смешанный коллектив, лидерами которого были Александр Тиханович и Ядвига Поплавская. Известными они стали почти сразу, в середине 70-х, но слава настигла их в 1979-м, после исполнения песни «Малиновка» («Малиновки заслышав голосок»). После громкого скандала, связанного с наркотиками (Тиханович даже был арестован), ансамбль распался в 1986-м. «Верасы» продолжили работу в другом составе, а Тиханович и Поплавская организовали свой коллектив.

[embedded content]

«Земляне»

Один из самых близких к понятию рок-группы вокально-инструментальный ансамбль. Впрочем, «Земляне» изначально и были рокерами, но всесоюзную известность получил совсем другой состав музыкантов, к прежней группе никакого отношения, кроме названия, не имевший. Появился новый состав в конце 70-х, организатором стал продюсер Владимир Киселев, а фирменным знаком ансамбля стал вокал Сергея Скачкова и «роковый антураж» – на концертах активно использовались спецэффекты и пиротехника, что для тогдашнего СССР было внове. При этом «Земляне» играли вполне безопасный эстрадный рок на нейтральные темы – вроде «Карате» или «Каскадеров». Впрочем, единственным настоящим хитом группы стала песня «Трава у дома», популярность которой намного переросла «Землян». Ансамбль потерялся бы в водовороте нового времени, но пришла мода на 80-е, и в какой-то момент группа начала клонироваться – что, правда, закончилось судами по поводу авторских прав.

[embedded content]

«Весёлые ребята»

Проект Павла Слободкина примечателен прежде всего тем, что это был один из первых ВИА Советского Союза. Кроме того, через этот коллектив прошло огромное количество будущих звезд. В ансамбле пели Александр Градский (недолго, правда) и Алла Пугачёва, Александр Барыкин, Александр Буйнов, Вячеслав Малежик и Алексей Глызин. Причем на вершину славы «Веселые ребята» взлетели рано, уже в конце 60-х, а в 70-е и 80-е лишь поддерживали этот статус, регулярно выпуская хиты. В репертуаре ансамбля были песни «Как прекрасен этот мир», «Бабушки-старушки», в 87-м вышел шлягер «Не волнуйся, тетя». Но основные солисты ушли из «Ребят» в конце 80-х, и много лет Слободкин (он скончался в 2017-м) восстанавливал команду. Сейчас ансамбль активно участвует в различных ностальгических мероприятиях и ездит по гастролям.

[embedded content]

«Самоцветы»

Ансамбль был создан в 1971 году Юрием Маликовым (отец певца Димы Маликова), который потратил на музыкальное оборудование почти весь свой гонорар за восьмимесячные гастроли в Японии. При этом Маликов ориентировался на Тома Джонса и солистов подбирал по степени похожести на этого певца. Фактический развал «Самоцветов» в 1975-м привел к появлению еще одного ВИА – «Цветы», но и сам коллектив Маликова никуда не делся, он набрал новых музыкантов. Впрочем, состав часто менялся, и на одном из поздних концертов на сцене собрались человек тридцать – все они играли в ансамбле в разные годы. Через него прошли Елена и Владимир Пресняковы, Сергей Беликов, Александр Барыкин, Алексей Глызин, Владимир Кузьмин. Одно время с «Самоцветами» выступал и юморист Владимир Винокур. Репертуар был в основном лирическим – но песни «Там, где клен шумит», «Листья желтые над городом кружатся», «Люди встречаются», «Мой адрес – Советский Союз» звучали практически везде. Формально с ВИА Маликов попрощался в 1992-м, но через несколько лет снова собрал старую команду, дав «Самоцветам» вторую жизнь.

[embedded content]...

подробнее...

Опубликовано: АиФ - Sunday, 22 September

Реклама
Утро24 - все новости сейчас
(Версия от 25.12.2015г)
PHP RSS Reader Free Version

Для детей старше 16 лет.